Учиться в Канаде приятно, выгодно и интересно. Эта страна считается одним из ведущих направлений для высококачественного заграничного образования – как высшего, так и среднего, хотя доступны и другие программы, включая дошкольное и дополнительное. Престижные школы, унаследовавшие все присущие материнским британским интернатам черты и свойства, инновационные университеты и интересные и яркие языковые курсы – каждый найдёт себе вариант по вкусу.
Кроме того – и этот фактор также не следует сбрасывать со счетов – учиться в Канаде означает жить в этой удивительной и яркой, динамичной и в то же время основательной стране, где в одинаковой степени рады ученикам с другой стороны Великих озёр или из далёкой Восточной Европы.
Учеба в Канаде: основные преимущества
Образование в Канаде связано с рядом преимуществ:
Качество жизни
В стране отличные условия для жизни, что не является исключением для студентов и школьников. Наряду с качественными и недорогими общежитиями и скромными расценками на аренду жилья (впрочем, коммунальные платежи довольно высокие, что связано с холодным климатом на большей части территории страны), учебные заведения в этом государстве до предела насыщают жизнь учащихся экскурсиями, развлекательными, рекреационными, спортивными и культурными событиями, возможностями для личностного роста и развития.
Возможности для переезда
Иммиграционное законодательство традиционно весьма либеральное, а учёба в Канаде – один из превосходных способов для переезда на постоянное место жительства, тем более что выпускники получают для этого все возможности в приоритетном порядке.
Современная инфраструктура
Государственная система образования на 100% оплачивается государством, что позволяет оснастить все образовательные организации (вне зависимости от местонахождения и обеспеченности муниципалитета/региона) по высшему уровню, с учётом актуальных тенденций. Поэтому школы и университеты, финансируемые за счёт бюджетных средств, в Канаде ничуть не проигрывают частным; кампусы оборудованы по последнему слову техники, полки библиотек ломятся от современной научной литературы, спортивная инфраструктура позволяет удовлетворить спрос даже самых взыскательных пользователей, студенты пользуются современной медицинской и психологической поддержкой.
Интернациональная среда
Во-первых, Канада – одна из стран Нового Света. Конечно, до южных соседей с их концепцией плавильного котла далеко, но общий принцип понятен. Во-вторых, канадское направление пользуется популярностью в плане зарубежной учёбы. Причин тому несколько, одна из основных – государственная билингвальность (тут два официальных языка, английский и французский, одни из наиболее распространённых в мире и служащие средством документооборота во множестве международных организаций; это позволяет студентам из соответствующих государств с лёгкостью преодолеть языковой барьер при коммуникациях с жителями этой страны, другими учащимися, преподавателями и исследователями).
Доступные цены
Последний по порядку, но не по значению пункт – ценовая доступность, выгодно отличающая канадский образовательный рынок от европейского или североамериканского, а также японского. В среднем найти приличную программу тут можно на 30–50% дешевле, чем в вышеобозначенных странах (хотя находящиеся в топах рейтингов частные школы могут соперничать по стоимости года обучения с европейскими).
В Канаде множество возможностей получить бюджетное, но престижное образование: это и достижения в спорте, и общественная, культурная и научная деятельность, и многое другое. Попавшие в стипендиальные программы соискатели получают компенсацию части стоимости обучения и жизни в стране, а взамен предлагают вузу свои услуги (например – выступают за университетскую сборную на соревнованиях и сборах). При этом государство поддерживает как правительственные, так и частные школы. В виде субсидий и дотаций на обучение уходит до 6% ВВП, что делает страну одним из лидеров по этому показателю среди стран ОЭСР.
Концептуально система образования включает три уровня: начальное, среднее и высшее образование. Частные и конфессиональные образовательные учреждения доступны на всех трёх уровнях.
История образования в Канаде
Первые школы на канадской земле возникли под патронатом римско-католической церкви, воспроизводя систему, существовавшую во Франции. Переход к модели государственной школы начался в XIX столетии и стал предметом бурной дискуссии между католической и протестантской общинами. В Верхней Канаде большинство принадлежало протестантам, в то время как в Нижней тон задавали католики, насаждавшие идеалы и стандарты РКЦ.
Как следствие, были сформированы две существующие параллельно системы школ — для католиков и протестантов соответственно. Бескомпромиссная борьба с подавлением меньшинств велась до 1867 года, когда Канада стала конфедерацией, а существование двух систем обучения нашло своё отражение в Законе о Британской Северной Америке. Таким образом, Квебек и Онтарио были вынуждены оградить права религиозных меньшинств, разрешив католические или протестантские школы. Вместе с тем ни одна из провинций не закрепляла механизмов защиты языковых меньшинств.
В ввела систему, при которой религия была отделена от образования. Приморские провинции установили для себя единую протестантскую систему, в то время как в Ньюфаундленде борьба между католиками и протестантами усугублялась отсутствием единства в протестантском лагере, что вылилось в создание девяти отдельных систем школ, объединившихся лишь в начале XX века.
Процесс перехода к светскому образованию продолжался весь XX век: так, в 1990 светскими стали школы Онтарио, а Ньюфаундленд и Лабрадор упразднили конфессиональные школы после референдумов. В Квебеке на смену религиозному фактору пришёл национальный. Школы были переподчинены государству, а религиозные колледжи – тем или иным университетам.
В середине XIX столетия школ стало появляться всё больше, что ставило вопрос профессиональной подготовки и повышения заработной платы учителей. Низкий уровень дохода, высокие требования и нагрузка делали эту работу непривлекательной, что порождало дефицит кадров. Лишь в 1920 году, после создания профсоюзов, ситуация стала выправляться.
Наряду с основными задачами – обучением населения и подготовкой профессиональных кадров – системе образования Канады приходилось сталкиваться с необходимостью ассимиляции иммигрантов, говоривших не на английском языке. Образование стало одним из важнейших механизмов: детей учили говорить на английском вне зависимости от языка семьи.
Дошкольное образование в Канаде
Программы дошкольного образования могут финансироваться провинциями, федеральным правительством или независимыми источниками. Как правило, все провинции предлагают возможность посещать дошкольные учреждения в течение года, хотя Квебек, Онтарио, Альберта и Манитоба предлагают два года. Родители детей, проживающих в провинциях годичного образования, могут зачислить их в частное учреждение, а затем продолжить обучение в правительственных детских садах.
Детский сад доступен для детей начиная с пяти лет, а в Квебеке, Онтарио и Манитобе – с четырёх лет, в Саскачеване – с трёх лет. Во всех провинциях, кроме Новой Шотландии и Нью-Брансуика, детские сады необязательны. Продолжительность занятий и их регулярность варьируются в широких пределах.
Учебные программы, предлагаемые дошкольными детскими учреждениями, весьма гибки и позволяют в наиболее полной мере соответствовать запросам учащихся. Воспитанники изучают алфавит и осваивают чтение, счёт, занимаются лепкой, рисованием и другими развивающими эстетическую компоненту личности занятиями, музыкой, пением.
Несмотря на вариативность и необязательность, детские сады готовят детей к успешной учёбе на уровне начальной школы.
Учёба в школе в Канаде
Образование в стране является обязательным до 16 (18 — в Онтарио и Нью-Брансуике) лет, всеобщим и бесплатным. Занятия посещаются ежедневно (за исключением воскресенья).
Школьное обучение трёхступенчатое, продолжительность обучения на год больше, чем в России:
- Начальные классы (1–5);
- Средняя школа (6–8);
- Старшие классы (9–12).
Занятия в начальных классах начинаются с 6–7 лет и оканчиваются, как правило, в 11–12 лет. Всё это время дети занимаются с одним учителем и в одном классе. В случае, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья, педагогу могут сопутствовать ассистенты, оказывающие помощь в течение дня.
В учебный план включены такие предметы, как:
- Английский (французский в Квебеке) язык;
- Арифметика;
- Чтение и литература;
- Общественнонаучные знания;
- История и география;
- Естественные науки;
- Музыка;
- Искусства;
- Спортивная подготовка.
Средняя школа включает два или три года, в зависимости от провинции.
В 6 (опционально – 7) классе дети учатся посещать разные классы и знакомятся с новой академической моделью, при котором каждая дисциплина преподаётся учителем-предметником. Важнейшая задача этого этапа – подготовка к старшей школе. Дети изучают многие предметы, с которыми уже имели дело в начальной школе, но на более высоком уровне сложности. Добавляется второй язык – иностранный или английский/французский для квебекцев и всех остальных жителей страны соответственно.
Старшие классы
Представляют собой четырёхлетнюю программу. Во всех провинциях, кроме Онтарио и Нью-Брансуика, обязательным является обучение до шестнадцати лет – или до 10 класса. В Квебеке среднее образование заканчивается 11 классом, вслед за которым дети могут отправиться в колледж, пройти двухлетнюю подготовку к поступлению в университет или трёхлетний курс профессиональной подготовки.
Декларируемой целью обучения во всех средних школах страны является предуниверситетская подготовка, а также освоение навыков, позволяющих достичь успеха в избранной профессии. Кроме того, средняя школа может предлагать дополнительные программы — как профессионально-ориентирующие, так и академические. В некоторых провинциях предлагаются программы с двойным кредитом, дающие как профессиональный, так и академический балл.
Система оценок при учебе в Канаде
Оценка успехов учеников может проводиться по одной из трёх моделей:
- Буквенной;
- Процентной;
- GPA.
Они выставляются за контрольные и проверочные работы, самостоятельные проекты, оценочные тесты по различным дисциплинам.
Вариант с буквами представляет собой линейную последовательность от A до F, где A – высший балл. При этом к каждой оценке может быть применён понижающий или повышающий коэффициент в виде знаков «+» или «-». Отметка «А», таким образом, эквивалентна результату в 90–95% выполненных корректно заданий, а «А+» и «А-» - 95–100% и 85–90% соответственно.
Кроме того, несколько раз в год учащиеся канадских школ получают отчёты по успеваемости, запечатанные в конверт и представляющие собой полный отчёт о текущих отметках в динамике, отчёт о характеристиках ученика (в том числе – по уровню самоорганизации), объективные сведения о проявленной инициативе, способности коммуницировать с другими учениками и педагогами.
Для оценки используется собственная шкала из четырёх баллов:
- E – отличный балл;
- G – хороший;
- S – удовлетворительный;
- N – нуждается в улучшении.
Report Card составляют учителя, основываясь на работе с каждым учеником — как индивидуальной, так и коллективной. Как правило, такие отчёты, предназначенные для родителей, в наглядной и доступной форме демонстрируют как успехи или недостатки в классной работе учащихся, так и мнение преподавателя вкупе с советами о том, какие меры необходимо принять для улучшения ситуации в целом.
Престижные и ведущие университеты Канады также применяют буквенную систему оценивания академических успехов студентов. Для удобства она иногда также подкрепляется процентными показателями.
Учеба в колледже и университете в Канаде для иностранцев
Окончив школу, подростки получают возможность продолжить обучение. В этом им могут помочь колледжи, технические институты или университеты.
Колледж в канадской терминологии — не что иное, как местная техническая, искусствоведческая, художественная или научная школа, де-факто представляющая собой не среднее профессиональное, а высшее учебное заведение. После окончания программы выдаётся диплом или сертификат. Впрочем, до половины студентов используют колледжи в качестве промежуточной ступени для поступления в университет при помощи переводных кредитов.
Поступление в колледж даёт возможность получить востребованную и полезную профессию с практическим прицелом, в то время как учёба в вузе даёт высококлассную базу в теории.
Наиболее престижные колледжи, как правило, имеют узкую специализацию – техническую, военную, музыкальную, искусствоведческую или художественную. Это связано с тем, что задача колледжа – выстроить оптимальную организацию учебного процесса с перспективой дальнейшего трудоустройства после выпуска. Технические институты дают практические навыки, необходимые в работе, в то время как университеты акцентируют внимание на проведении исследований.
Говоря о лучших канадских колледжах, нельзя не упомянуть популярные у абитуриентов из России и других восточноевропейских стран колледж Джорджа Брауна и Centennial College of Applied Arts and Technology в Торонто, Algonquin College of Applied Arts and Technology в Оттаве и колледж Хамбер.
Университеты могут быть государственными и частными. Стандарты обучения и программы регламентируются законодательством провинций, поэтому условия учёбы и поступления зависят от того, где располагается учебное заведение.
Система степеней напоминает американскую и включает:
- Бакалавриат
Делится на две «ветви» — искусств и наук. В зависимости от провинций и предыдущего опыта длится от 3 до 5 лет. Может быть дневным и вечерним.
-
Магистратуру
Степень магистра по отделению наук или искусств присваивается после двух лет обучения.
-
Аспирантуру
После окончания аспирантуры специалисты-постдипломники получают степень кандидата наук. Это занимает от 3 до 6 лет.
Наряду с общими степенями студенты также могут обзавестись специализированными в различных областях – юриспруденции, медицине, фармакологии, ветеринарном деле. За редким исключением, все вузы Канады имеют право выдавать дипломы или степени, а колледжи ограничиваются сертификатами. Исключение – степени прикладных искусств, эквивалентные степени университета.
Финансирование государственных вузов складывается из государственных средств и платы за обучение, грантов на исследования, пожертвований выпускников и меценатов.
Существенным отличием канадской модели от американской является отсутствие единой общенациональной системы аккредитации: всё регулируется нормативными актами министерств образования того или иного региона.
Наряду с публичными колледжами, предлагающими подготовку к рабочим и сервисным специальностям, получить профессию можно в одной из частных профессиональных технических школ либо через ученическую программу. Как правило, для поступления сюда не нужен диплом средней школы, но всё большее количество профессий требует завершённой школьной программы. Учёба в училищах сопровождается практическими стажировками.
Ученичество – своего рода публично-правовой контракт между работодателем и студентом, при котором первый предлагает последнему практический опыт в профессии и обучает необходимым навыкам. В зависимости от направления программы длятся от двух до пяти лет. Как правило, учёба происходит параллельно с работой (исключение – Квебек, где студенты вначале проходят теорию, а затем переходят к практике).
Всего в стране зарегистрированы свыше двух сотен специальностей, в рамках которых возможен договор ученичества; ситуация осложняется тем, что стандарты, в конечном счёте, определяются на провинциальном уровне.
Программы подготовки бакалавров в Канаде
Студенческое обучение в стране имеет ряд специфических особенностей. Важнейшая из них для абитуриента-иностранца – программы финансовой помощи в виде грантов или стипендиальных программ, что особенно актуально для престижных и дорогостоящих курсов наподобие права или медицины.
Учёба длится на 3–4 года. Исключение составляют медики: отучившись 4 года в бакалавриате, они поступают в медшколу, где проводят ещё 4 года, затем настаёт очередь интернатуры, где будущий врач практикуется под руководством опытных старших коллег ещё 3–6 лет.
Для зачисления в вуз в Канаде необходимо:
- Достичь восемнадцатилетия;
- Получить аттестат о среднем образовании;
- Пройти тесты LSAT, позволяющие определить уровень академической подготовки и интеллектуального развития;
- Сдать профильный тест (особый для экономистов, юристов и т. д.);
- Предоставить сертификат на знание английского (, IELTS или CAE).
Российский диплом в Канаде требует подтверждения. Процедура подтверждения состоит из сдачи экзамена на квалификацию. Диплом и степень юриста будут действительны лишь при наличии канадского гражданства, но ценность такого документа в глазах местных работодателей будет весьма сомнительной — оптимальным решением будет повторное обучение по программе бакалавриата или магистратуры.
Магистратура в Канаде
Чтобы поступить на магистра, необходимо достичь 20 лет, иметь диплом бакалавра и предоставить сертификат на знание английского (TOEFL, IELTS или CAE) с высокими результатами. Традиционно наиболее сильными направлениями считаются:
- история,
- социальные науки,
- робототехника,
- информационные технологии.
Стипендии при учебе в Канаде
Высшее образование в Канаде по меркам США и Европы недорогое, позитивным моментом также является выгодный обменный курс. Кроме того, федеральное и провинциальные правительства, другие органы госвласти, вузы и некоммерческие фонды могут оказывать абитуриентам и студентам, демонстрирующим выдающиеся показатели успеваемости и успехи в спортивной, научной и творческой деятельности, поддержку в виде грантов и стипендий.
В качестве примера наиболее распространённых разновидностей стипендиальных программ можно назвать:
- Программа грантов университета Британской Колумбии в размере 10 000$ CAD/ежегодно, присуждаемая студентам, демонстрирующим выдающиеся успехи в учёбе (аналогичное предложение можно отыскать и в других вузах);
- Аспирантская стипендия The Vanier Canada Graduate, присуждается крупным НИИ, чтобы привлекать студентов из разных стран мира;
- Стипендии федерального правительства Канады для постдокторантов в размере 70 000$ CAD, выплачиваются ежегодно исследователям, чьи работы оказали заметный положительный эффект на развитие Канады.
Кроме того, довольно распространены стажировки исследователей, именные гранты и программы стипендиальной поддержки, выплачиваемые некоммерческими организациями и органами государственной власти.
Работа и учеба в Канаде
Совмещение работы с получением университетского образования не нуждается в специальных разрешительных документах. Максимальная продолжительность ограничена 20 часами в неделю в течение учебного года, в период каникул ограничения отсутствуют. Работа возможна как на кампусе, так и в любых других сферах – от присмотра за детьми, торговли и сферы услуг до социальных служб.
Минимальная заработная плата составляет 10,5$ CAD в час.
Можно ли остаться в стране после учебы в Канаде?
Канада считается одной из наиболее удобных стран для переезда. Вузовское обучение может открыть двери к получению вида на жительствао. Разумеется, наибольшее количество преимуществ получат высококлассные специалисты с соответствующим опытом работы. Именно поэтому после окончания вуза студенты подают заявки на получение разрешения на трудоустройства Post-Graduation Study, что является непременным условием для получения впоследствии вида на жительство.
В случае, если образование лишь способ совершить релокацию, к выбору учебного заведения стоит подходить особенно тщательно, так как не все вузы дают возможность оформить Post-Graduation Study; важную роль играют продолжительность и вид программы.
Сколько стоит образование в Канаде для иностранцев?
Учёба в Канаде выгодно отличается от Европы и США по цене. Так, неделя в англоязычном летнем лагере для детей от 6 до 17 лет может обойтись от 150 до 2500$ CAD еженедельно; языковые школы для старшеклассников – чуть дороже, до 4000$ CAD/неделя.
Учёба в школе, в зависимости от вида и престижности организации, выльется в 8000–11 000$ CAD в год. Программы предуниверситетской подготовки стоят дороже – от 15 000 до 25 000$ CAD; программы подготовки бакалавров могут обойтись в 20 000–30 000$ CAD/год, магистратура и докторантура – в 10 000–18 000$ CAD.
Учеба на английском и французском языке
Учащиеся из-за рубежа могут выбрать, на каком из двух государственных языках они хотят учиться. Ряд организаций предлагает двуязычное обучение, хотя обязательного знания и владения двумя языками для посещения школы или университета не требуется.
Базовым остаётся английский, несмотря на то, что учёба на французском – явление доступное и распространённое. Как правило, те, кто выбрал один язык, достаточно рано начинают изучать и второй.
Особая ситуация – во франкофонном Квебеке, где франкоязычная школа обязательна (за исключением случаев, когда семья пользуется английским языком либо если дети временно пребывают на квебекской территории).