Каждый год в страну великих возможностей по ту сторону Атлантического океана прибывают сотни тысяч детей и подростков, которых привлекает репутация американского образования, престиж национальных университетов и школ. Причём речь не только о среднем классе; по статистике, не менее 1/8 мировых лидеров также учились в этой стране.
Привлекательность Соединённых Штатов как модели обучения прежде всего связана с высшим профессиональным обучением. Не менее важен также фактор английского языка (сохраняющего важнейшую роль в международных торговых контактах), а также высокий уровень успешного трудоустройства в любом уголке земного шара.
История образования в США
Новоанглийские колонии поощряли стремление колонистов к введению бесплатного образования. Многие правительства субсидировали государственные школы, однако общего подхода сформировано не было – отцы-основатели не сочли этот вопрос достаточно важным, чтобы делать его предметом федерального регулирования.
Наиболее прогрессивный опыт продемонстрировал Массачусетс, где с начала XIX столетия по инициативе Горация Манна началась системная подготовка педагогических кадров. Впоследствии её с переменным успехом имплементировали другие северные штаты. Массовое строительство школ началось уже после Гражданской войны, причём на Севере этот процесс отличался большей интенсивностью; западные и южные школы имели другие потребности и приоритеты, хотя в прессе периодически раздавались голоса, требовавшие унификации и введения всеобщего образования.
Первая цель так и не была достигнута, в то время как вторая активно реализовывалась с принятием между 1852 (в Массачусетсе) и 1917 годом (Миссисипи) законов об обязательном обучении в школе. К 1870 такие школы появились хотя бы по одной в каждом штате. Серьёзное влияние оказывала сегрегация; вплоть до середины 60-х годов XX столетия в части штатов существовали параллельно школы и колледжи для цветных (первым в 1881 году стал колледж Таскиги в Алабаме).
В 1892 году система среднего образования концептуально приобрела нынешний вид – тогда была принята рекомендация о внедрении двенадцатилетнего обучения. К 1910 средние школы посещали 72% детей, к 1930 их число достигло 99,8%. В 1946 году были введены бесплатные обеды для детей из неблагополучных семей, в 1954 решением суда признана незаконной сегрегация в заведениях системы образования. В 1975 году специальным законом было установлено финансирование, направленное на инклюзию инвалидов. В 2001 году крупным и важным шагом стало принятие двухпартийного закона «Ни одного отстающего ребёнка», сделавший обязательными тестирования и национальные экзамены по английскому и математике.
Система образования в США
Национальная система образования любой страны на земном шаре – отражение совокупности культурных, политических, экономических и социальных факторов, наложенных на исторический процесс. Невозможно найти две одинаковые страны, где условия на всём ходе истории были бы идентичными.
США как государство складывались вокруг ядра из 13-ти старых английских колоний, завоевавших независимость в ходе длинной и кровавой по колониальным меркам войны. Впоследствии новая страна интенсивно осваивала Средний Запад вплоть до Миссисипи, а затем, в результате череды успешных войн, получила ряд бывших британских, испанских и французских колоний. После этого были аннексированы Техас, краткосрочная Калифорнийская республика, приобретена Аляска. Между последними двумя событиями страну разделила надвое кровопролитная гражданская война Севера и Юга.
Какая в подобных условиях – при том что каждый штат, а иногда и графство или округ, могли определять свои стандарты обучения – могла сформироваться система образования? Вкратце опишем её основные черты.
- Прежде всего, она ориентируется на результаты и не имеет чёткого деления на классы и группы. Это позволяет без труда продлить, к примеру, пребывание ученика в средней школе, чтобы тот смог в полной мере освоить нужную программу и сдать экзамены. Или, напротив, перевести талантливого ребёнка сразу в пятый класс, минуя четвёртый или третий.
- Кроме того, она по-прежнему отличается высокой автономией на уровне штатов, что связано с различиями правовых систем (законодательство в соседних штатах может различаться сильнее, чем в разных европейских и даже азиатских государствах), политическими эксцессами, традициями и обычаями, разной степенью влияния религиозных групп на обучение (наряду со светскими школами существуют католические, баптистские, евангелические и многие другие конфессиональные; в одних штатах они существуют автономно и отделены от общей системы образования, в других пользуются определёнными преференциями и привилегиями), уровнем социального обеспечения, наконец – уровнем экономического развития как штата, так и города, района, улицы, где расположена школа.
В целом система включает:
- Дошкольное образование – учреждения для детей до пятилетнего возраста;
- Начальную школу, в которой обучаются ребята до 13 лет (школа включает 8 классов);
- Среднюю школу, в которой обучаются подростки от 13 до 17 лет; по окончании дети получают сертификаты и дипломы;
- Высшую школу (в эту ступень включают колледжи и университеты, которые позволяют получить базовое образование или бакалавриат за два или четыре года);
- Двухгодичную магистратуру;
- Докторантуру (её продолжительность, в зависимости от программы и специальности, может составлять от 3 до 6 лет).
Остановимся поподробнее на отдельных элементах структуры системы образования в Соединённых Штатах.
Дошкольное обучение в США
Привычные нам детские сады, как правило, в США обозначают первый класс начальной школы. А место, куда «сдают» не достигших пятилетнего возраста детей, как правило, носит имя Центра ухода (child carе center) или day school – дневной школы. За самых маленьких отвечают ясли – или nursery.
При этом дошкольная ступень в принципе не регламентируется федеральными законами — все связанные с ней вопросы отданы в область компетенции местных властей, действующих на основе базовых законов соответствующих штатов. Поэтому муниципальные детсады – редкость, которая практикуется в небольших, но обеспеченных графствах либо прогрессивных городах. В основе своей дошкольное образование – частное, принадлежащее корпорациям или заводам, либо плотно завязанное на ту или иную конфессию.
Почти все церкви имеют дочерние детские сады. В них принимают детей не только аналогичной религиозной группы, но и вообще всех желающих: нередко можно увидеть мусульман или индуистов, посещающих детские учреждения при методистской церкви. На это закрывают глаза, поскольку подобное положение дел выгодно всем.
Задача дошкольного обучения в США – формировать основы личности, вовлекать, попутно прививая базовые навыки; детей учат считать, читать и писать, не отвлекаться от темы. Вопросы ухода за собой, гигиены или социальных коммуникаций могут, в зависимости от учреждения, либо выводиться за рамки обучения, либо составлять важную и неотъемлемую часть учебного процесса.
В государственные учреждения принимают с трёхлетнего возраста, но многие частные сады открывают свои двери на год раньше. В некоторых штатах после завершения программы могут выдаваться сертификаты, но их наличие не является требованием при поступлении в школу. Раннее развитие считается очень важным, так как с начальной школы детей формально или неформально распределяют по группам в зависимости от их интеллектуальных и когнитивных возможностей.
Дети в дошкольных учреждениях могут заниматься вместе или делиться на группы. В последнем случае, имеет место следующая градация (с отдельными вариациями для различных штатов):
- Nursery,
- PreK-1,
- PreK-2,
- PreK-3,
- PreK-4,
- Kindergarten: по факту – часть системы публичных школ, доступна для детей с пятилетнего возраста.
Численность групп и количество педагогов из расчёта на одного ребёнка зависит от возраста и определяется законодательством штатов.
Занятия в детских садах проводятся с 8:45 (в редких случаях – с более раннего времени) и заканчиваются в промежутке между 13:00 и 18:45. Диапазон предметов достаточно широкий, но в большинстве случаев всё сводится к прогулкам, играм и рисованию.
Стоимость посещения детского сада также зависит от штата; в богатых штатах плата выше, в не очень – скромнее. По самым скромным подсчётам, речь идёт о 600-1500$ в месяц. В некоторых штатах существуют субсидируемые программы помощи необеспеченным семьям, предусматривающие скидки или полное освобождение от платы за содержание, в других бесплатно учат не только пятилетних, но и четырёхлетних детей (например, во Флориде или Калифорнии). Кроме того, с 1965 года существует программа Head Start, предназначенная для детей из малообеспеченных семей.
Школьное обучение в Америке
В первом приближении система обучения в школах в США имеет много общего с российской; она позволяет получить среднее образование любому ребёнку – даже тем, чей уровень владения английским не соответствует стандарту. При этом о качестве подготовки речи нет – тут всё индивидуально и зависит от типа школы (государственная или частная, религиозная или внеконфессиональная), места её расположения и контингента учащихся.
Частные школы, как правило, дают отличную подготовку и служат серьёзным подспорьем при получении высшего образования. Однако за всё приходится платить: по статистике, лишь 3% американцев могут позволить частную школу для своих детей и лишь 1,8% пользуются этой возможностью – как правило, стоимость года обучения составляет от 25 до 40 тысяч долларов.
Среднеобразовательные заведения в этой стране открыты для детей с пятилетнего возраста. Как правило, после окончания школы подросток знает достаточно, чтобы пройти краткие курсы профподготовки и приступить к работе – без расчета на университет. Несмотря на прогрессизм, вошедший в моду при Обаме и Байдене, серьёзной проблемой государственной школы остаётся принцип финансирования, при котором источником школьного бюджета является налог на недвижимость. Соответственно, чем хуже район и чем ниже стоимость земли и домов, тем в худшем состоянии находится школа. При этом государственные школы в стране функционируют по территориальному принципу, возить школьника в соседний район не получится – не возьмут. Для того, чтобы вырваться из этого замкнутого круга, существуют три возможности:
- Поступление в частную школу (что представляется маловероятным – те, кому по карману негосударственное образование, не станут жить в бедном районе);
- Переезд в другой район;
- Поступление в спецшколу – танцевальную, музыкальную, естественнонаучную, художественную.
Образование в американских государственных школах не может на равных конкурировать с тем, что предлагают Великобритания и Швейцария, однако независимые учреждения – дело другое. Однако существует ряд отличительных негативных черт, в частности – отсутствие углублённых программ по изучению точных наук и недостаточное внимание к гуманитарным дисциплинам.
А вот университетское образование в стране на высоте. Часть школ, впрочем, привлекает специалистов высшей школы для проведения особых факультативов на уровне, соответствующем колледжам или университетам, что позволяет наилучшим образом подготовиться к поступлению в университет.
Среднее образование включает два основных этапа – младший и старший.
Начальная школа
Характеризуется эклектичностью и разнообразием программ. На этом этапе преподаватели в целом вольны самостоятельно определять программу в рамках рамочных требований. В восьмом классе вводятся дисциплины по выбору.
Продолжительность учебного года составляет 175-185 дней при пятидневке. Каждый день проводятся 5-6 уроков, занятия ведутся с 8:30 до 15:30.
Основные предметы:
- Английский;
- Математика;
- Естественные науки;
- Общественные науки;
- Физическая культура;
- Труд;
- Музыка и пение;
- Изобразительные искусства и рисование;
- Основы гигиены.
Полная средняя школа
Предлагается обучение по одному из трёх профилей: академическому, профессиональному и разнопрофильному. Первый нацеливает на поступление в вуз, второй – на обретение практических навыков, а профильные школы делают акцент на определённом профиле: коммерция, сельское хозяйство, рыболовство, менеджмент, рабочие специальности. Основное внимание уделяется преподаванию языка, математики, социальных и естественнонаучных дисциплин.
Учеба в США на русском языке
Распространены национальные школы, где преподавание адаптировано для детей переселенцев из тех или иных стран. Есть среди них и предназначенные для русскоязычных. Примером такого учебного заведения можно считать Джексонвилльскую школу в штате Флорида; набор русских тут ведётся на бесплатной основе с 2009 года. Есть русские школы в Нью-Йорке, Атланте, Сан-Франциско; популярностью пользуются школы с продлёнкой или воскресные учебные заведения, а также спортивные, театральные, балетные и художественные.
Гуманитарные колледжи
Этот тип заведений, предназначенный в основном для экспатов, осуществляет гуманитарную подготовку, причём многопрофильную, нацеленную на комплексное развитие личности подростка. Эти учреждения также называют «колледжами свободных искусств»: тут дают классическое всеохватное образование, расширяющее кругозор.
Это престижные и дорогостоящие учебные заведения, пользующиеся почётом и уважением настолько, что некоторые из них объединены неформальные группы, носящие имя «Маленькая лига плюща» или «Маленькая тройка» (имеется в виду, что эти заведения родственны или аналогичны по качеству «Большой тройке» в составе Гарвардского, Принстонского и Йельского университетов). В основном эти колледжи расположены в Новой Англии и других северо-восточных штатах.
Частные школы
Наряду с государственными образование в США дают и частные школы – по статистике, в них учатся 10% детей. Их история как массового явления восходит к концу XIX – началу XX века. Независимые школы не всегда пользовались уважением. Так, например, в 1922 году в Орегоне пытались на референдуме принять закон об обязательном образовании, который де-факто ввёл бы запрет на негосударственные учебные организации. Сторонники запрета победили, но через пару лет запрет был признан противоречащим Конституции, что стало прецедентом национального значения.
В число независимых школ входят:
- Приходские, связанные с теми или иными религиозными группами;
- Некоммерческие частные;
- Коммерческие частные.
Эти учебные заведения взимают плату, которая может варьироваться в широких пределах. Среднее количество учеников в независимых заведениях ниже, чем в государственных – примерно 150 против 680.
Негосударственные школы могут выполнять наряду с общеобразовательными и специфические задачи:
- Подготовка к поступлению в колледжи;
- Обучение одарённых детей;
- Подготовка учеников с особыми потребностями или ОВЗ.
Другие школы работают с клерикальными или этническими группами, служат интересам локальных сообществ, сотрудничают с корпорациями или государственными органами власти. При этом для частных школ не действует правило, согласно которому заведение обязано принимать всех учеников.
Что такое GPA?
GPA, или Grade Point Average, — это средний балл аттестата, который рассчитывается при поступлении в университеты США. Рассмотрим основные понятия:
- Высший балл: 4.0
- Требования: учебные заведения устанавливают нижний порог среднего балла
- Что учитывать: оценки за предметы и количество часов
- Что не учитывать: зачеты и курсовые
- Weighted GPA: средний балл, который учитывает сложность предметов и их глубину
- Unweighted GPA: оценка за каждый предмет имеет одинаковый вес
- Низкий GPA: изменить средний балл невозможно, но можно сделать фокус на другом: эссе, мотивационном письме, рекомендациях и результатах международных экзаменов.
Как поступить в американский вуз?
Простейший способ получить высшее образование — community college. В них учатся два года, что позволяет обзавестись набором скиллов и навыков, достаточных для приёма на работу. Из плюсов этой модели следует выделить простую процедуру подачи документов, удобство проживания и скромную – от 2000$ – стоимость обучения. Профколледжи могут быть промежуточной ступенью перед бакалавриатом.
Альтернатива – углублённые старшие классы по программе Advanced Placement (AP), что позволяет решить разом несколько задач:
- Обзавестись аттестатом об окончании американской средней школы;
- Улучшить навыки английского языка;
- Углублённо обучаться по профильным дисциплинам.
Эта программа пользуется популярностью у школьников, намеревающихся поступать в вузы, и идеально подходит для экспатов после десятого класса: программа позволяет познакомиться с национальной системой образования и без проблем перейти на следующие этапы.
AP была разработана после Второй Мировой и была плодом совместного эксперимента «Большой тройки» и ряда школ США. Задача была проста и понятна: подготовить учеников средней школы к поступлению. После этого программу неоднократно модернизировали. Неизменной осталась продолжительность – два года. В этот период учащиеся сдают экзамены, зарабатывая так называемые кредиты – баллы, что позволяют окончить курс. Эти же баллы используются для оценки абитуриентов при поступлении.
AP – дорогое удовольствие: в среднем речь идёт о 50-60 тысячах долларов за год. Зато сертификат эквивалентен английскому A-Level и программе Международного бакалавриата (впрочем, как и в случае с A-Level, не все университеты согласны принимать этот диплом).
Ещё один способ – подготовительные программы Pathway. Pathway направлена на удовлетворение нужд экспатов, изучающих профильные предметы и совершенствующихся в лингвистической подготовке. В классическом сценарии программа длится один год, но может быть сокращена до 4 месяцев. Курсы проходят как в университете, так и в ассоциированных лингвистических школах. В случае успеха выпускник получит Сonditional acceptance – право поступить на первый-второй курс бакалавриата в необходимый вуз.
Высшее образование в Америке
По всем международным рейтингам США числится в списке наиболее образованных стран – однако ни в одном «школьном» рейтинге они не занимают первые позиции. Вузы – дело другое. В топ-10 международных академических рейтингов стабильно входят 6–8 американских университетов, а в Топ-500 доля организаций из США достигает ¾.
Если средняя школа в основном представлена государственными организациями, высшая в основном частная – прежде всего, наиболее статусные и престижные Гарвард, Принстон, Йель.
Высшее образование состоит из 3 основных уровней.
Бакалавры
Как и в странах Болонской системы, первый уровень высшего образования в Америке называется бакалавриатом. Сходств в целом достаточно много, однако существуют и различия. К примеру, американские студенты могут формировать курс из дополнительных предметов. Кроме того, высшее образование в США чрезвычайно богато практикумами и другими способами обзавестись ценным опытом по специальности.
Магистры
Процесс получения магистерской степени не имеет чёткой привязки к бакалавриату: получив техническое образование, выпускник бакалавриата может продолжить учёбу и по гуманитарному профилю. В основном магистров учат 1–2 года, занятия представляют собой обычно лекции-дебаты. Выпускники-иностранцы получают возможность на протяжении нескольких лет остаться в США для поиска работы и оформления рабочих визовых документов.
Аспиранты
Постдипломная учеба в США называется докторантурой. В зависимости от профиля её продолжительность составляет от 3 до 7 лет (дольше всего готовят юристов, фармацевтов, медиков и ветеринаров). После выпуска присваивается степень доктора философии, или PhD.
Считается, что аспирантам при обучении в Америке проще всего получить стипендиальную поддержку; в ряде случаев стипендии могут быть присвоены с момента поступления.
Учеба в Америке и стипендии
Получить финансирование обучения за счёт стипендий, фондов или грантов непросто, но это не значит «невозможно». В том или ином виде в 2019–2020 гг. 83% очников пользовались финансовой поддержкой. При этом наибольшим стремлением помогать своим студентам отличаются наиболее престижные вузы: в MIT поддержкой пользуются 91%, а 11 % получают полную стипендию; в КалТехе почти все аспиранты обучаются бесплатно. Не все программы доступны иностранцам, но практически все университеты могут что-то предложить: одни больше, другие – меньше.
Для примера, стипендиальный фонд университета Миссури составляет 7,8 млн. долларов ежегодно; университета Южной Каролины – 11 млн, Пенсильвании – 9,6 млн. долларов.
Совмещение работы и учебы в США
Студенты, обучающиеся в США на программах бакалавриата и магистратуры, могут совмещать учёбу с работой, однако максимальная продолжительность рабочей недели не может превышать 20 часов. По умолчанию предполагается, что работать разрешено в кампусе: в учебной части, администрации, расположенных на территории университета магазинах, заведениях общественного питания и других организациях. Популярны работа в студенческом совете, библиотеке, общежитиях.
Для работы за пределами кампуса необходимо специальное разрешение.
После второго семестра студенты получают направления на стажировку, нередко – оплачиваемую.
Перспективы после получения высшего образования
Многие люди получают высшее образование за рубежом с целью остаться в стране. Учеба в Америке – не самый лучший способ для получения вида на жительства, однако пара вариантов есть:
- Оформление Employment Authorization Document (EAD) – срочного разрешения на работу, действительного в течение 12 лет и представляющего собой постдипломную практику;
- Получение рабочей визы типа H-1B. Срок её действия – до 36 месяцев. Получить документ непросто: необходимо собрать множество документов, оплатить консульские и дополнительные сборы, пройти собеседование с представителем посольства/консульства. В ходе собеседования соискателям необходимо пройти процедуру дактилоскопирования.
Учеба в США: стоимость для иностранцев
Тип обучения |
Возраст |
Владение английским языком |
Стоимость (в $) и период |
Летний языковой лагерь |
6-18 |
Beginner |
800–1200/неделя |
Языковая школа |
6+ |
Любой |
350-800/неделя |
Средняя школа |
11-18 |
Intermediate |
15-30 тысяч/год |
Подготовка к университету |
16+ |
Intermediate |
15-35 тысяч/год |
Бакалавриат |
17+ |
Intermediate |
18-35 тысяч/год |
Магистратура |
20+ |
Advanced |
18-30 тысяч/год |
Докторантура |
21+ |
Advanced |
20-25 тысяч/год |