Швейцарская национальная образовательная модель, безусловно, заслуживает отдельного предметного разговора как уникальный феномен, позволивший небольшой стране стать одним из первых государств Европы по уровню благосостояния на душу населения. Сейчас эта образовательная система занимает одно из важнейших мест наряду с туристической; властям удалось, благодаря продуманной политике, сделать обучение детей и взрослых столь же важным ресурсом, каким для России является газ, для Нидерландов в своё время – корабли, а для англичан – текстиль. Она считается одной из лучших и наиболее прогрессивных и передовых на Земле, а школы и вузы занимают лучшие строчки в рейтингах. 

Об эффективности говорит хотя бы тот факт, что лауреатами значительного числа медалей Нобеля стали именно швейцарцы – всего их было 113 человек, и ещё 9 раз премия мира уходила в руки представителей организаций, чьи головные офисы располагаются в этой стране. Кроме того, в Женеве находится ЦЕРН – самая большая на Земле лаборатория элементарных частиц, а в недрах под горами Гельвеции располагается Большой адронный коллайдер.

Политически государство имеет конфедеративную форму устройства (хотя, по мнению многих юристов и политологов, является скорее федерацией); поэтому за методы управления и администрирования школьным и дошкольным обучением, а также за некоторыми высшими учебными заведениями отвечают кантоны. Модель имеет значительные содержательные отличия, поэтому в некоторых кантонах преподавание иностранных языков начинается с первого класса, а в других – лишь с четвёртого или седьмого (при этом беспокоиться за развитие маленьких конфедератов не стоит: в стране 4 государственных языка, в том числе французский и немецкий, не говоря уже об итальянском). Центральные власти лишь задают базовые рамки, действуя через Государственного секретаря по обучению, исследованиям и инновациям – SERI. В этих рамках все административные единицы самостоятельно определяют учебный календарь, программу, систему оценки как учеников, так и преподавателей.

Такая система имеет как свои преимущества, так и недостатки; так, перевод ребёнка из школы в школу в разных кантонах может превратиться в задачу нетривиальную. В остальном эта модель отличается удивительным гуманизмом; всё тут построено так, чтобы по максимуму учесть желания и способности каждого ученика. Чтобы это сделать, администраторы, педагоги и родительское сообщество работают, чтобы предложить ученикам максимальное разнообразие профилей и направлений, доступных после освоения базового обучения.

История швейцарского образования

Исторически первыми учить детей начала церковь. Со времён господства династии Каролингов начали создаваться школы при монастырях, обучавшие письму, счёту и чтению, логике и латинскому языку будущих монахов. В XII столетии в основу программы обучения легли 7 вольных искусств, после чего школяры могли продолжить обучение по одному из направлений:

  • философия и теология,
  • право,
  • медицина.

В XIII веке в дополнение к монастырским стали открываться городские и коммунальные школы. Как правило, их выпускники работали в городской администрации или занимались торговыми делами, а достигшие наибольших успехов посвящали себя политике. Продолжить образование в Швейцарии тогда можно было лишь в университетах Лотарингии, Северной Италии, Южной Германии, Праги и Парижа. Лишь в 1460 году в Базеле открылся собственный университет, очень долго остававшийся единственным в стране.

В новое время школа испытывала влияние Эразма Роттердамского и Петруса Рамуса, идей гуманизма и Реформации. По стране открывались многочисленные народные школы. В 1536 году кантон Женева первым в Европе ввёл обязательное обучение, а в 1615 и 1637 году соответственно в Берне и Цюрихе было принято решение открыть общинные школы. Вместе с тем уровень грамотности заметно отличался: в Женеве она была стопроцентной, в консервативных католических кантонах Цуг и Тичино читать умели менее половины граждан, а в сельской местности всё было ещё хуже.

Новая волна школьных реформ началась в середине XVIII столетия — знаковыми именами были Руссо и Песталоцци. От школы требовали пропаганды истинной религиозности, воспитания достойных граждан, практичного и полезного для молодёжи материала. Многие кантональные школы стали преподавать не только мировую, но и локальную историю. Открывались городские академии.

В период правления Наполеона была предпринята попытка унификации и введения всеобщего образования, но восстановление независимости вернуло всё на прежнее место. В начальных школах учили закону божьему, чтению, письму, счёту, а также пению.

Пока в Европе бушевала Революция 1848 года, в Швейцарии проводили школьные реформы: создавались школы для слепых и глухих, уездные училища, учебные заведения для бедняков. Одной из первых, Швейцария на деньги федерального правительства создала сеть молодёжных библиотек. Кантоны оказывали давление на родителей, вынуждая их отправлять детей учиться в ущерб работе. Осуществлялась предметная подготовка педагогических кадров.

К середине века школа состояла из двух ступеней – шестилетней начальной и трёхлетней «повторной», или дополнительной. В стране появлялись новые университеты – Женевский (1873), Фрайбургский (1889), Лозаннский (1890), Невшательский (1909).

Залогом успеха системы начального и среднего образования стали два фактора:

  1. Во-первых, право на бесплатное обучение вне зависимости от конфессии было прописано в Конституции 1874 года. 
  2. Во-вторых, с 1877 года законом о фабриках был запрещён труд детей до 14 лет.

В XX веке ход реформ замедлился, а пропорция компетенций в сфере обучения осталась неизменной. Парадоксально, но в стране так и не было создано министерство образования, хотя определённые шаги по стандартизации предпринимались.

Дошкольное образование

Как правило, до зачисления в школу дети посещают детские сады, обучение в которых длится 1-2 года (в кантоне Тичино – три года). Обучение в детсаду при этом не носит обязательного статуса.

В немецких кантонах детские сады могут быть объединены с первыми двумя классами школы в Grundstufe, а во французских детсады объединены с частью классов начальной школы в четырёхлетний цикл Primaire 1, за которым следует Primaire 2, чем программа начальной школы исчерпывается.

Задача дошкольного образования в Швейцарии – получить важнейшие навыки самообслуживания, освоить азы других государственных языков, впитать национальную культуру, научиться читать и считать. В качестве основных методов познания используется музыкальные занятия, игры, разные формы искусства.

Школы в Швейцарии

Львиная для детей и подростков в стране – примерно 95-97% — ходят в государственные национальные школы. Они отличаются высоким уровнем качества обучения, которое ведётся на нескольких языках. Уроки читают на региональном языке (в зависимости от кантона это может быть немецкий, французский, итальянский или ретороманский), а отдельные дисциплины могут вести на втором или третьем национальном языке. Третья группа предметов преподаётся на английском.

Обучение в школе в стране обязательное. Система включает в себя начальное (иногда его называют неполным средним) и среднее образование – эту ступень называют полным средним. 

Детей зачисляют в школы с шести лет, исключение составляют Обвальден (5 лет и 3 месяца) и Тургау с Нидвальденом (с пятилетнего возраста). В зависимости от региона курс начальной школы длится до 4-6 класса. Дети свободны в выборе образовательного учреждения, но подразделяются на языковые сообщества в зависимости от того, какой язык для них – базовый.

В возрасте 11-12 лет (опять же, в зависимости от кантона) дети имеют дело с промежуточным экзаменом: его цель – определить оптимальную для ребёнка среднюю школу. В некоторых кантонах проводятся и другие промежуточные или итоговые испытания. Наряду с результатами тестов для оценки результативности обучения могут быть использованы рекомендательные письма учителей, родителей, даже самооценка ученика.

Кантональные школы не обеспечивают школьников питанием и формой.

Средняя школа представлена несколькими разновидностями:

  • государственные или частные школы;
  • пансионы, заведения дневного пребывания или смешанные;
  • международные школы;
  • специализированные заведения с особой программой – вальдорфской или методикой Монтессори.

Государственную педагогику характеризует высокое качество и низкая цена. Как следствие, большинство учеников ходят в государственные школы, в то время как частные предлагают ещё более высокий уровень, взамен требуя солидной платы (она варьируется от 15 000 CHF для школы дневного пребывания до 120-150 тысяч в год для лучших пансионов).

В школу в Швейцарии легко попасть: это можно сделать через поступление или перевод, обменные программы или программы грантов на обучение. При этом любой школьник, получивший минимум необходимых знаний для выбранного курса, может формировать свою программу индивидуально.

Неполная средняя школа носит название гимназии, или кантональной школы. Тут изучают родной язык, ещё один из государственных, а также английский (в системе Конфедерации вообще очень много времени уделяется языковой подготовке — как правило, люди в этой стране могут говорить минимум на двух языках). Не меньшее значение уделяется естественнонаучной подготовке: математические науки, химия с физикой, география и биология являются базовыми предметами. Наряду с ними значительную роль играют история и обществознание, физкультура и гигиена, музыка и искусствоведение, домохозяйство, где детей обучают уходу за собой и другими людьми, а также профподготовка и ориентация.

Шкала оценок шестибалльная, где шестёрка – наивысший балл. Учебный год делится на семестры. В конце года проводится тестирование, по итогам которого ученик либо переводится в следующий класс, либо возвращается к предыдущему.

Полное среднее образование представлено несколькими типами учебных заведений, причём ученик может выбрать любую разновидность. 

Итак, окончив программу неполного среднего образования, школьник может самостоятельно определиться, в каком направлении он видит свои перспективы: профессиональное обучение, гимназия или бакалавриат. Для тех, кто затрудняется с выбором, существуют занятия по профориентации. 

Профессионально-технические училища

Профтехучилища выбирают 62% школьников (2020). Тут можно приобрести необходимые навыки, отшлифовать полученные в школе знания, параллельно имея возможность попробовать их на практике. Как правило, в ходе длящегося 2-4 года курса подростки проходят несколько практик. Некоторые компании предлагают профилирующие курсы или ученичество.

Окончившим курс выдаются федеральные дипломы профессионального образования либо сертификаты, дающие право работы по специальности и/или продолжения образования.

Ещё одна опция после того, как ученик прослушал начальный курс – Berufslehre, ученичество. Тут акценты меняются, главным становится не общеобразовательный курс, а профилирующий. Доступно множество образовательных планов – от рабочих специальностей и сферы обслуживания до офисных. В школу при этом подросток ходит два раза в неделю. Всего на выбор предлагается свыше 200 направлений.

После окончания ученического курса юноши и девушки либо идут работать, либо продолжают обучения на платформе Fachhochschule (университета прикладных наук).

Школы бакалавриата, или гимназии

По этому пути идёт примерно треть школьников. По сути, это старшие классы обычной средней школы, в которых к базовым предметам добавляются экономические и правовые дисциплины. Перспективы поступления плотно завязаны на итоговых и промежуточных результатах успеваемости, при этом система отметок аналогична практикующейся в неполных средних школах.

Предлагается несколько разновидностей школ, каждая – с собственным учебным планом. Это может быть математика, экономика, искусствоведение, спорт, древние или современные языки (в зависимости от выбора соответствующие дисциплины будут изучаться на углублённом уровне). Обучение длится от 3 до 6 лет (дольше всего – в кантоне Женева, где обязательным является не 16-летнее, а 18-летнее обучение).

Прослушав курс, школьники сдают тесты и пишут эссе. В случае успешной сдачи наградой становится сертификат Eidgenössische Matura, открывающий двери в университеты кантонов, технологические и педагогические вузы. Признают его и федеральные университеты, бОльшая часть вузов сопредельных государств.

Среднеспециальные гимназии 

Гимназии средних специальных заведений дают профильную подготовку по направлениям медицины, социального ухода и образования. Система оценок прежняя, наряду с общеобразовательными дисциплинами изучаются также профильные, непосредственно связанные с избранным направлением карьеры.

Тут, как и в средней школе, можно остаться на второй год. Как правило, программа длится 3 года (исключением, опять же, является женевский кантон – тут учатся 6 лет). 

Выпускные экзамены проводятся по 6 предметам. Счастливчики, сдавшие их достаточно хорошо, получают аттестат о полном среднем профессиональном образовании и могут продолжить учиться в колледже, вечернем колледже или университете прикладных наук Fachhochschule.

Статистика гласит, что 92% школьников получают полное среднее образование; это позволяет напрямую поступать в вузы или повысить шансы на успешную конкуренцию на рынке труда. Школы предлагают несколько разновидностей дипломов; выбор для каждого кантона индивидуален и зависит от региональных правил. Особенно широкий выбор предлагают частные школы, где, наряду с национальными, выдают и престижные международные дипломы:

  • Matura – курс швейцарской средней школы,
  • Abitur – немецкая общеобразовательная программа,
  • French Baccalaureat – французское среднее образование,
  • Maturita – программа итальянской средней школы,
  • Государственный учебный курс Великобритании (GCSE),
  • International Baccalaureate (IB),
  • Программа средней школы США (High School Сertificate).

Высшее образование в Швейцарии

В стране 14 университетов, из которых 10 учреждены и подчиняются кантонам, а 2 находятся в ведении Конфедерации. Один из них располагается во франкофонной части (в Лозанне), другой – в немецкоязычной (университет Цюриха).

Заслуженной славой пользуется государственная система бизнес-обучения. Известны программы MBA в HEC Lausanne, Международного института развития бизнеса, Университета Сенкт-Галлена и другие.

В стране много иностранных студентов; по статистике, их доля доходит до 20%, это 8-е место из 291 государства. При этом количественные показатели невелики – в 2019 году речь шла о 49 000 студентов. На уровне постдипломного обучения доля иностранцев выше: 28% магистров и 52% докторантов – экспаты.

Интересно отметить, что в 2014-2019 году Швейцария была страной с наибольшим количеством аспирантов и докторов на душу населения – 2,98%. 

Высшее образование в Швейцарии – в стране его ещё называют третичным уровнем – подразделяется на высшее и высшее профессиональное. Университеты, в свою очередь, подразделяются на собственно университеты, технические и педагогические колледжи, а профессиональное образование включает высшие технические школы и профессиональные и специальные программы. Задача этого уровня – приобретение квалификаций, необходимых для выполнения сложных и ответственных работ.

Профессиональное образование включает:

  • Профессиональные и высшие профессиональные экзамены

Более 350 экзаменов и специальностей. По итогам обучения программы профессионального экзамена выдаётся сертификат федерального образца, высшего специалитета – диплом аналогичного уровня.

  • Высшие технические школы

Предлагают курсы и аспирантские программы в сфере инжиниринга, технологий, туризма и сельскохозяйственных и лесных наук, медицины, дизайна и искусствоведения, социального обеспечения, медицины и обучения взрослых.

Высшее образование дают:

  • Университеты

Их 14: 10 кантональных, 2 гуманитарных и 2 технических федеральных. Вузы кантонов предлагают программы теологических, социальных и гуманитарных исследований, экономики и юриспруденции, медицины и фармакологии, математики и естествознания. Федеральные технологические университеты, кроме того, предлагают посвятить себя спорту, государственному управлению, архитектуре и строительству, военному делу.

  • Университеты прикладных наук

Всего их 8, они ориентированы на практическое образование в сфере технологий, коммуникаций, строительства и проектирования, химических и физических наук, медицины, а также искусств, театра и других аналогичных направлений.

  • Педагогические колледжи

Их 16, они занимаются обучением учителей для начальной и средней школы.

Выбор высшей школы зависит от полученного на предыдущем этапе образования. Ученики, посещавшие профессионально-технические средние школы, чаще всего выбирают Fachhochschule или Höhere Fachschule.

Образование в Швейцарии: международные рейтинги и сравнения

По статистике, учебные заведения страны демонстрируют высокие показатели, что подтверждается результатами международных исследований образовательных тенденций. К примеру, швейцарские восьмиклассники в 1995 году заняли 15-е место в общем рейтинге и 8-е — по математическим наукам. Исследования учеников 12-го класса дали схожие цифры: 3-е место по математике, 8-е – по естественным наукам, 3-е – по высшей математике.

По некоторым данным, 4 из 20 лучших лабораторий в сфере исследования искусственного интеллекта расположены в швейцарских городах.

 

Стипендии и гранты

Конкурс эссе «Лидер завтрашнего дня»

 

Стипендия от правительства

 

Стипендиальные программы университета ETH Zurich в Цюрихе

 

Международный студенческий конкурс Geneva Challenge

 

Исследовательский грант

Студентам предлагается написать эссе в размере 2100 слов на тему Robots are coming for your job. How do you augment yourself to stay economically relevant? Грант составит 30000CHF.

Правительство Швейцарии выдает грант иностранным ученым и представителям сферы искусства. Грант покрывает все расходы.

Лучшие студенты магистратуры могут получить полную или частичную стипендию.

Конкурс программ, предлагающих практическое решение международных проблем.

30000 швейцарских франков предлагает Ассоциация исследований и идентификации драгоценных камней.

Работа во время учебы

Заграничные студенты могут подрабатывать во время учебы, но не больше 15 часов в неделю и полный рабочий день на каникулах. Остаться в стране после окончания университета и найти работу довольно сложно: визы выдаются властями и, чтобы нанять иностранного специалиста, работодателям нужно доказать властям, что он не нашел подходящего специалиста из Евросоюза.

Перспективы по окончанию университета: рабочая виза и иммиграция

В Швейцарии и Европе хорошие условия для трудоустройства, уровень безработицы в стране находится на минимальном уровне — чего не скажешь о конкуренции на места, которая зашкаливает. Поэтому часто новоиспеченные специалисты с швейцарским дипломом находят работу за пределами государства. Многие международные компании приглашают студентов на работу (зарекомендовавших себя лучшим образом во время стажировки) еще до получения диплома.

Подготовительные программы

Перспективы учебы в Швейцарии в университете можно повысить при помощи участия в подготовительных программах. Наиболее известны:

Schweizer Maturitat

Предназначена для учащихся от 16 лет и старше. Учёба длится 2 года, проводится на школьной платформе. Основная цель – усиленная академическая подготовка, облегчающая поступление в мировые и национальные университеты. По статистике, выпускники программы в 92% случаев успешно поступают в швейцарские вузы.

Foundation

Адресован юношам и девушкам старше 17 лет. Обучение продолжается один год и ставит задачу всесторонне подготовить экспатов к обучению в университете. На выходе выпускник получает уважаемый сертификат, дающий множество преимуществ при поступлении в университеты разных стран мира. В ряде случаев зачисление производится автоматически.

A-Level

Адресована подросткам 15-16 лет. Эта программа предназначена прежде всего для поступления в британские университеты и вузы стран Содружества. Во время двухлетнего курса ученики в течение первого года проходят 6 дисциплин, а в течение второго – ещё 3 профильных. Имеется сокращённая программа продолжительностью в 1 год. 

Выпуску сопутствуют сложные экзамены. Успешно преодолев их, молодые люди получают сертификат, открывающий двери в лучшие англоязычные университеты за пределами США. 

Das Deutsche Abitur

Программа для немецкоязычных учащихся в возрасте от 16 лет. Продолжительность обучения — 2 года, цель – подготовка к поступлению в университеты Германии и других немецкоязычных государств.

International Baccalaureate

Универсальная международная программа продолжительностью 2 года для учащихся старше 16 лет. Ставит целью дать подросткам всестороннее образование, обеспечив высокий базовый уровень по избранному профилю. Высоко ценится и признаётся в большинстве стран мира, в том числе некоторыми российскими университетами.

Стипендиальные программы и гранты для учебы в Швейцарии

Стипендии и гранты не так распространены, как в США или странах ЕС; тем не менее, учащимся высшей школы доступен ряд предложений:

  • Стипендия федерального правительства

Власти страны дают грант со 100%-м покрытием для учёных-иностранцев и представителям сферы искусств. Программа открыта для аспирантов и магистров.

  • Конкурс эссе «Лидер завтрашнего дня»

В рамках конкурса студентам предлагается написать эссе на актуальную тему, связанную с видением будущего. Объём работы – 2100 слов. В случае успеха предоставляется грант в объёме 30 000 CHF.

Кроме того, федеральные и кантональные вузы предлагают развитую сетку исследовательских грантов разного размера со 100%-м покрытием стоимости исследования и сопутствующих расходов. 

Лучшие магистранты могут рассчитывать на получение стипендии за отличия, полностью или частично покрывающей стоимость обучения и проживания в стране.

Учеба в Швейцарии и работа. Можно ли остаться?

Экспаты могут совмещать учёбу и работу. Действуют ограничения: во время учебного года нельзя трудиться более 15 часов в неделю (в каникулы разрешена работа на полный день).

Остаться в Швейцарии после завершения вузовской программы непросто; вопросами выдачи виз занимается федеральное правительство, и для выдачи разрешения на найм специалиста-иностранца предприятию нужно доказать, что профессионала аналогичной квалификации и уровня в ЕС или Швейцарии найти не удалось. При этом рынок труда довольно ёмкий, хотя и высококонкурентный. Как правило, выпускники местных вузов предпочитают попытать счастья за границей, стажируясь в международных корпорациях.

Образование в Швейцарии: цена 

Учеба в Швейцарии – удовольствие не из дешёвых, в особенности – для иностранцев. 

  • Если речь идёт о летнем лагере с подготовкой по английскому, стоимость обучения составит от 500 до 1000 франков в неделю;
  • Языковая школа для старшеклассников обойдётся чуть дешевле – от 320 до 800 франков в неделю;
  • Обучение в частной школе – удовольствие не из дешёвых; дневное посещение может обойтись в 15–40 тысяч франков в год, стоимость интерната доходит до 120-150 тысяч.
  • На этом фоне программы бакалавриата (от 6500 до 25 000 франков в год), магистратуры (6000-15 000) или докторантуры кажутся весьма доступными. Самое дорогое направление высшего образования — MBA.

Языки и образование в Швейцарии

Наряду с национальными языками, изучение которых – обязательный элемент образовательной программы любого кантона (в некоторых школах учат 2 государственных языка, а в отдельных частных – и все 4), всё большую популярность приобретает английский; такая опция доступна в 98% швейцарских государственных и в 100% независимых школ, причём в последних часть программ может быть полностью прослушана на английском.

В некоторых кантонах английский перестал быть предметом по выбору и включён в обязательный набор школьных дисциплин базового уровня.

Заполните заявку